Писать могут многие. Писать хорошо – единицы. Во все времена почему-то считалось, что писатель получает идеи и вдохновение от высших сил. Так в Древней Греции родилась легенда о Музах – прекрасных дочерях Зевса, покровительствующих служителям искусства. Но современному человеку давно известно, что умение писать – не дар богов, а результат упорного труда и терпения. Идеи всех рассказанных историй не рождаются в далеких чудесных мирах, они придуманы автором как отражение его внутреннего мира. Чем богаче мир, тем богаче история.
Так как же написать хорошую интересную историю? Начните с выбора вашей темы. Именно вашей – той, что заставляет сердце биться сильнее, вызывает отклик в душе и оживляет воображение. Неважно, что тема эта не нова, неважно, сколько историй написано по ней. Возможно, именно вы взглянете на нечто давно знакомое под новым углом, создадите выдающееся произведение, которое войдет в учебники по искусству литературы как пример блестящего труда. Возможно, именно ваша история станет бестселлером.
Но идея – это только начало. Над хорошей историей придется потрудиться. Самоотверженно. Без надежды на похвалу. Будьте готовы к тому, что ваши первые пробы пера будут оценены широкой публикой весьма прохладно. Получив негативные отзывы, не расстраивайтесь – ничего страшного в этом нет. Начинающие писатели редко создают шедевры. Со временем вы выпишитесь, выработаете собственный стиль и обзаведетесь почитателями вашего мастерства.
А пока приступайте к работе. Подберите материалы. Набросайте синопсис будущей истории. Почитайте тематическую литературу, узнайте больше о мире, местах и явлениях, о которых собираетесь рассказать. Читатель не простит вам неточности, он строгий судья и главный поборник логики. Винить его за это не стоит – пренебрежение фактической стороной литературного дела свело на нет слишком много хороших идей.
Как разберетесь с фактами, смело приступайте к планированию будущего произведения. Разбейте историю на главы, продумайте, сколько частей отводится на каждую главу. Единых критериев не существует, но идеальное соотношение: не больше трех - четырех частей в одной главе. Рассчитайте все так, чтобы читатель, дойдя до конца главы, помнил, каким было ее начало. Концовки глав должны быть отборными. Так читательский интерес к вашей истории не угаснет.
Подумайте о персонажах. Кто они, чего хотят, какими путями придут к конечной цели? Что мешает им достичь желаемого: незадачливые друзья, происки завистников, предательство близких людей? Противоречия между персонажами формируют конфликт. Чем он острее, тем лучше. Главное – не забыть разрешить его до конца истории. Иначе конфликт, а это именно то, что выступает основной движущей силой истории, превратится в «макгаффин» - малозначимую деталь, затерявшуюся среди бесконечных перипетий сюжета. Помните, логика важнее всего.
Итак, вы выполнили все мои указания. Идея придумана, факты собраны, конфликт намечен. Вы садитесь за компьютер и понимаете, что не можете подобрать нужных слов для начала. Вроде они и вертятся в голове, но что-то мешает выразить их. Это что-то – ваш «внутренний критик». Он появился на свет много лет назад, когда родители в первый раз сказали вам – «так делать нельзя». С тех пор «внутренний критик» слышал эту фразу много раз (от школьных учителей, друзей постарше, преподавателей в университете) и четко усвоил – каждое его действие, а поскольку наш критик личность абстрактная, то и ваше, будет подвергаться немедленной оценке и осуждению. Вот он и придумал защитный механизм: сразу выдавать идеальный результат. Затея сама по себе хорошая, только идеального результата не существует. Но критик этого не осознает и упорно принуждает вас к чистому совершенству, подавляя неплохие, но несовершенные с его точки зрения словесные формулировки.
Как же бороться с «внутренним критиком»? Марк Леви, автор нашумевшей книги «Фрирайтинг или гениальность на заказ», предлагает победить критичную сторону вашей личности записыванием всех мыслей, возникающих в сознании и обычно отвергаемых его рациональной частью. Применять фрирайтинг на практике несложно, достаточно следовать простым правилам и каждый день упражняться в писательстве, насколько вам позволяет желание и свободное время.
Методика фрирайтинга состоит из шести этапов или ключевых пунктов:
-
Возьмите таймер обратного отсчета и выставьте его на тридцать минут. Это – ваше время на написание чего угодно, хоть истории о кошке, взбирающейся на дерево. Пишите быстро, не делайте пауз и не перечитывайте уже написанное, пока таймер не закончит отсчет.
-
Не пишите идеально. Считайте, что работаете над черновиком, а зрителей вокруг вас нет – перед кем бахвалиться? Если неугомонный «внутренний критик» захочет что-то сказать – не слушайте его. Выскажется, когда вы закончите.
-
Позволяйте мыслям течь свободно. Пусть они будут абсурдными и дикими, главное не останавливать себя словами вроде «это полнейший бред, надо остановиться». Продолжайте записывать.
-
Не исправляйте орфографических ошибок, воздержитесь от зачеркиваний, забудьте о грамматике и пунктуации, стилистике и завершенности. Ваша основная задача в данный момент – непрерывная генерация мыслей. Удерживайтесь в потоке.
-
Пишите короткими, но законченными предложениями. Никаких списков, бессвязных наборов слов и прочего. Это не помогает, только больше запутывает.
-
Уделите максимальное внимание точности описания деталей: цветов, запахов, звуков. Детали чрезвычайно важны, ничто другое так не украшает историю. Именно детали позволяют читателю глубже погрузиться в вымысел.
Фрирайтинг работает. Проверено на собственном опыте. Следуя правилам Марка Леви, вы гарантированно напишите хорошую историю. Закончив черновик, отложите его на несколько дней, лучше даже недель, и позвольте себе отдохнуть. Сходите куда-нибудь с друзьями, навестите родственников и забудьте на время об ожидающей вас работе. Когда восстановите силы и появиться желание продолжать, займитесь редактированием черновика. Внимательно перечитайте весь текст, найдите все спорные моменты, плохо звучащие сцены, «провисшие» диалоги – и исправьте их. Не забывайте о грамматике и орфографии.
Отредактировать текст не легче, чем написать его. В этом нелегком деле начинающих и опытных авторов выручит программа «Свежий взгляд». На сегодняшний день «Свежий взгляд» - единственное эффективное решение проблемы паронимии, иными словами «случайной тавтологии». Существующий в виде дополнения к сервису Google документов, «Свежий взгляд» проверяет текст на наличие однокоренных и схожих по написанию слов, позволяя избавиться от частых повторов.
Писать могут многие. Писать хорошо – единицы. Не претендуя на истину в последней инстанции, я уверен, что мои нехитрые советы помогут вам в работе над любым художественным произведением, статьей для блога или научной работой. Пишите без остановки, редактируйте законченные тексты, не давайте дремать вашему творческому началу.
Автор: aleksey89