Хорошо быть самодовольным мизантропом, убежденным в собственной гениальности типа доктора Хауса или Шерлока Холмса.
Не переживать об общественном мнении, не забивать голову формулировками в погоне за идеалом, не мучиться сомнениями в собственной состоятельности. Особенно, когда речь идет о творчестве. А копирайтинг – это оно самое, да еще и, в отличии от вольного писательства или, скажем, музицирования, загнанное в жесткие временные и стилистические рамки. И любой моральный «разброд и шатание» автора грозит срывом сроков и снижением качества выполнения работы.
Как же собраться и выдать? Не впасть в ступор, не растеряться и не прогадать? Ответ – найти равновесие, баланс, гармонию в самых острых вопросах организации деятельности копирайтера.
1. Мастер на все руки vs Узкий специалист
Зацикливание на одном направлении грозит быстрым исчерпыванием свежих идей. Упрешься в стену – заработаешь депрессию и тогда уж точно ничего хорошего не напишешь.
Гуру стратегического менеджмента твердят о спасительной диверсификации, том самом принципе, по которому не стоит «класть все яйца в одну корзину». Но не стоит думать, что, вызубрив всю Большую Советскую Энциклопедию, сможешь писать на любую тему по первому требованию.
Вредный Шерлок давно сказал, что:
«Человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает... И вот наконец наступает момент, когда самую нужную вещь туда уже не впихнешь, или она спрятана так далеко, что её не достать».
Нельзя быть знатоком во всем. Скачки по темам неминуемо приведут к поверхностности выводов, а в бары, где коктейли щедро разбавляют водой, обычно не возвращаются.
2. Высокий слог vs Будь проще, и люди к тебе потянутся
«Мы то, что мы едим». И то, что читаем, кстати, тоже. Потому всякие толстые и шекспиры порой заряжают нас желанием фонтанировать кружевными оборотами и сложноподчиненными предложениями. Но эффект будет примерно, как у первокурсников на лекции у прожженного профессора: «Очень красиво говорит! Но ничего не понятно». Вот и потребитель вряд ли оценит изящество пера, в котором нужно мучительно откапывать суть. Как говорится, чем меньше «букав» в словах и слов в целом, тем лучше. А велеречивые опусы можно писать для себя на досуге и для поддержания профессионального уровня, чтоб не скатиться, чего доброго, под воздействием поп-культуры до уровня Эллочки-людоедки или, еще хуже, тиктокеров.
3. Перфекционизм vs И так сойдет!
По закону всемирного свинства неаккуратные швы вылезают из-под самой пышной драпировки, а кривая кладка стены оголяется зимой, когда жухнет плющ. Потому на везение полагаться не стоит. Лучше потратить дополнительное время сразу, чем отправлять заведомо сырой заказ. Недочеты все равно придется исправлять, а вот впечатление о вас уже будет подпорчено.
В то же время следует знать меру упорства и уметь вовремя остановиться. Мой друг музыкант никак не выпустит альбом, всё правит тексты. Сам признается, что докорректировался до того, что материал полностью утратил первоначальный смысл. Может оно и к лучшему, но за это время он мог бы выпустить первый альбом и написать еще два, не тратя усилия и время впустую.
4. Впереди планеты всей vs Кому нужно – подождет
Лечить или подождать, пока само рассосется? В интерпретации копирайтера это: заготовить наброски в прок или импровизировать по ситуации; добить заказ сегодня с дымом из ушей или утро вечера мудренее; отслеживать письмо заказчика и молниеносно отвечать или создать видимость занятости, проверив почту в конце дня.
Дело, конечно, хозяйское, но постоянный стресс до добра не доводит. Мы сами жалуемся, что время мчится так, что не успеваешь жить. Вот и не стоит нагнетать ситуацию! Копирайтинг – это не конвейер, где малейшая задержка сбивает весь технологический цикл. Творчество в условиях цейтнота рискует превратиться в ремесленничество. Спешите медленно, господа, и берегите нервы.
5. Все люди как люди, а я суперзвезда vs Жираф большой, ему видней
Самая опасная ловушка – сомнение в себе. Его избыток блокирует сознание и связывает руки. Его нехватка ослепляет и не дает развиваться.
От швыряния рукописей в огонь при малейшей критике работа не выполнится, и не вырастет ни самооценка, ни профессионализм. Любая оценка вашей работы – субъективна, даже если это оценка эксперта. Книги Джоан Роулинг не брало ни одно издательство, а Шакиру выгнали из школьного хора. Упорство, вера в себя и работа над ошибками – нехитрые ингредиенты успеха в любом деле. И конструктивная критика здесь весьма кстати, ибо именно она дает вектор для совершенствования. Потому критику стоит не игнорировать, а анализировать. Так и что-то полезное узнаешь и не прослывешь зазнайкой, с которой невозможно договориться.
Вся наша жизнь состоит из выбора, а выбор определяется отношением к проблеме. Умение расставлять приоритеты и концентрироваться на них вопреки эмоциональным колебаниям – это и есть путь положительного развития копирайтера в обход ментальных ловушек на пути к профессиональному успеху.
Автор: Kolvir