Итак, вы – начинающий копирайтер и знакомитесь с правилами написания статей. У меня для вас пара новостей. Первая – правил много, и все они на первый взгляд очень страшные. Вторая – страшные они только на первый взгляд, и со временем вы к ним привыкните, работа пойдет как по маслу (конечно, в том случае, если вы их усвоите).
Первым и зачастую решающим условием успеха вашей статьи является её удобочитаемость. Эта характеристика говорит о том, насколько легко ваш текст воспринимается человеком.
Аспекты читабельности текста
Удобочитаемость разбивают на полиграфическую и языковую составляющие. Подробнее задержимся мы на последней – ибо с полиграфическим аспектом всё довольно просто.
На полиграфическую же читабельность влияют:
-
Вид шрифта и его размер
-
Просветы в самих символах и расстояние между ними
-
Контрастность фона и текста
-
Выравнивание (по центру, ширине, левому и правому краю)
-
Длина строки в символах
-
Ширина полей
Наиболее читабельными традиционно считаются простые шрифты без засечек: Arial, Calibri, Verdana и иже с ними. Но стоит учесть, что для некоторых «серьезных» статей безусловно узнаваемый и всем привычный Times New Roman будет предпочтительнее.
Из важного стоит отметить, что абсолютный контраст между текстом и фоном – не идеальное соотношение; более «щадящим» для читательских глаз будет слегка осветленный текст или ненавязчиво приглушенный фон.
Наиболее читабельным кеглем (размером шрифта) для популярной статьи многие называют отметку в 16 пт. – хотя куда более грамотным решением будет, конечно же, шрифт, автоматически масштабируемый под размеры экрана.
По части языковых моментов на трудность прочтения текста влияют:
-
Длина и сложность отдельного слова, фразы и предложения.
-
Манера построения предложений.
-
Частота употребления лексических единиц.
-
Абстрактность и художественная насыщенность.
-
Присутствие специальной терминологии, жаргона и неологизмов.
Но всё это – сугубо техническая сторона дела; практическое достижение читабельности текста этим не ограничивается.
Рассмотрим же поэтапно весь процесс написания статьи как вменяемой целостной композиции.
Оглавление
Начнем с заголовков и подзаголовков. Они – наше главное оружие!
«Вирусные», цепляющие заголовки – безотказное подспорье в создании стоящего контента. Заголовок сам по себе – произведение своеобразного жанра; потому в нем есть и свои каноны, обусловленные его практическим назначением.
Интрига, вызов, обращение к личности адресата, меметичность, игра словами, ссылка на авторитет – вот немногие из ингредиентов заголовка правильной статьи.
Читательское внимание распыляется и сходит на нет при встрече с заголовками длиннее одной строки или предложения; при этом искусственно укороченные и недосказанные заголовки статей в принципе не способны адекватно указать на их содержание.
Считается, что заголовок длиной приблизительно 70 символов для восприятия как раз оптимален. Он-то и должен лаконично и ясно выразить основную мысль (и обозначить цель) вашего труда.
К слову, не забываем и про подзаголовки. Их цель – затянуть в прочтение всего абзаца, оставляя впечатление, что если читатель пропустит хоть одно слово, то не получит информации, за которой пришел.
Заголовки и подзаголовки, как правило, должны сопровождаться иллюстративным материалом. Подкрепив запоминание текста образным восприятием, вы добьетесь куда лучшей читабельности и запоминаемости контента.
Если статья превышает по объему 8-10 тысяч символов – предварительно лучше составить её краткое содержание, разбив на небольшие блоки.
Помните! Дозированный текст с верной расстановкой опорных точек воспринимается на порядок легче сплошного «полотна». Пользователь информационных ресурсов сети не ищет себе витиеватого чтива; 1 идея = 1 абзац.
Прелюдия
Далее следует вступление. Как правило, тексты должны начинаться с нескольких строчек, дающих понять смысл написанного. Если заголовком вы привлекаете внимание читателя, то вступление должно его удержать и заставить прочесть текст до конца.
Смело избавляйтесь от вступлений, призванных в общих чертах «ознакомить аудиторию с данной проблематикой». Если пользователь и напал на вашу работу – то скорее всего потому, что вполне конкретная проблема и так предстает перед ним во всей красе.
Разбивка текста
Очевидно, что чем меньше предложение, тем легче оно запоминается. Поэтому завсегда проще связать в удобочитаемый текст несколько простых предложений, где одно закономерно вытекает из предыдущего.
Парадоксально, но широкие колонки текста читаются легче – в то время как читатель гораздо охотнее возьмется за узкую колонку.
Статьи объемом в несколько страниц читаются легче, когда состоят из маленьких колонок до 45 знаков шириной: получается своеобразный эффект «поэтапных побед», который раз за разом подстегивает читателя двигаться дальше.
Облегчает прочтение и придает живости тексту ещё и так называемый «ритм». Попытайтесь, к примеру, чередовать попеременно длинные, короткие, очень короткие и затем – средние по длине предложения, создавая что-то вроде волны или кардиограммы.
Следите за равномерным распределением ударных по смыслу слов – но не давайте им стушеваться.
Над звуковым ударением также послеживать нелишне: ведь при прочтении мы не только оперируем чистыми смыслами, но и подсознательно проговариваем текст. Русский язык по своей фонетической природе любит, чтобы предпоследний слог в предложении был ударным, последний – безударным. В таком случае он льется свободно и не ставит мыслям «подножки».
Списки
Многие копирайтеры прибегают в своих работах к маркированным спискам. Они значительно облегчают восприятие статьи, позволяют комфортно переварить информацию в обобщенном формате. Но будьте осторожны: доказано, что редкий читатель способен удерживать в «оперативной памяти» более семи дифференцированных (то есть воспринимаемых раздельно) смысловых элементов одновременно. То же справедливо как для количества полнозначных слов в одном предложении, так и для числа подпунктов целой статьи.
Ключи
И, конечно же, ключевые слова.
Для тех, кто не знает, ключевые слова – это то самое, что пользователи вбивают в строчку поисковой системы, например – «купить электронику…». После получения запроса система отбирает к просмотру страницы с максимальным совпадением. Т.е., наша задача состоит в том, чтобы вписать поисковой запрос в наш текст как можно более органично.
Злоупотреблять ключами нельзя!
Поисковые системы обычно ставят на полезный для пользователя контент, а значит – выглядеть он должен естественно. В текст ключи могут входить «цельным куском» или в разбавленном варианте.
Тошнота
Напоследок ознакомимся с понятием «тошноты текста» (или же процентного содержания ключевых слов). Под ней подразумевают характеристику частоты употребления в тексте ключей. Тошнота страницы – это и есть основной показатель, по которому поисковики измеряют релевантность ответа на запрос.
«Хороший» для читабельного текста показатель тошноты составляет от трех до восьми процентов его содержимого. Однако никакой идеальной конечной формулы не существует.
Вся сила статьи заключена в качественном контенте, доступном для заранее определенной группы читателей.
Автор: Коцюбинский